Факторы от чего зависит стоимость мобильного приложения
Разработка мобильного приложения состоит из нескольких этапов. И пройти каждый из них можно по-разному, с разными трудозатратами и финансовыми вложениями.
Маркетинговая стратегия и документация
Начинать работу над проектом стоит с анализа схожих мобильных приложений и продумывания стратегии. Определяемся, каким должен быть разрабатываемый продукт, чтобы он привлек максимум людей и принес им максимум пользы за минимум времени. Плюс оформляем документацию.
Это важный этап, от которого зависит успешность всего проекта. Какие работы необходимо выполнить:
- Аналитика. Изучаем мобильные приложения конкурентов, анализируем причины их успехов и провалов. Определяемся на примерах и антипримерах, что нам необходимо делать, а чего не стоит.
- Разработка стратегии. Составляем своего рода карту, в которой прописываем шаги к пользователям до и после выпуска продукта.
- Разработка кликабельного прототипа. Делаем самое общее техническое задание, без детальной проработки.
- Подготовка технической документации. Только при ее наличии можно детально оценить и спланировать работу программистов.
- Смета и план работы. Составляются на основе техзадания.
- Составление презентации для заказчиков. Это дополнительный этап, который может потребоваться в некоторых случаях.
Обычно все эти работы выполняются компанией-разработчиком. Но бывает и такое, что часть из них уже проведена заказчиком, тогда стоимость проекта будет ниже.
Одно дело – написать техническую документацию за две недели, другое – в дополнении к этому еще месяц вдумчиво работать с погружением в рынок и выбором оптимальной стратегии.
Дизайн
На этапе разработки дизайна объем и вид работ могут быть разными. Опять же, что-то у заказчика уже может быть сделано. Или нужно будет разрабатывать весь дизайн с нуля:
- логотип,
- фирменный стиль (фирменные цвета и графика, tone of voice и пр.),
- создание UI/UX-дизайна (для этого потребуется от 1 до 3 дизайнеров, все зависит от вида и размаха проекта),
- анимация (хороший инструмент для привлечения аудитории и формирования привязанности на уровне эмоций; не обязателен, но желателен),
- промоматериалы (рекламные баннеры, пресс-релизы, презентационные материалы).
Менеджмент
Труд менеджера проекта незаметен на фоне труда дизайнера и программиста. Ни тебе картинок, ни страниц кода. Но он есть. Менеджер организует работу целой команды, ставит задачи, контролирует их исполнение, взаимодействует с заказчиком. От него зависят сроки реализации проекта и его качество.
Иногда, в случае масштабности проекта, его организатор тратит на него все свое рабочее время.
Программирование мобильного приложения
Главное, что приходится решать на этом этапе, это какую технологию выбрать – кроссплатформенную или нативную? Более дешевую или более качественную?
В некоторых случаях можно прибегать к кроссплатформам. Тем более что Flutter и React Native можно компилировать в Swift и Kotlin, что обеспечит быструю работу на нативных элементах.
Но большинство популярных мобильных приложений – нативные. Именно они заполняют почти весь App Store и Google Play.
Программирование натива – это минимум 100 тысяч рублей. Вилка большая, может доходить до 1 миллиона рублей.
Разработка серверной части
Где-то отдельная бэкенд-разработка вообще не нужна, а где-то она даже важнее, чем визуальная часть. Соответственно и трудозатраты будут выше. К примеру, в мессенджерах, социальных сетях и других ресурсах с мудреной структурой и высокой нагрузкой.
Что нужно делать:
- продумывать логику функционирования приложения,
- постоянно следить за созданием резервных копий, дублируя базы данных в режиме реального времени,
- обеспечивать защиту пользовательских данных,
- обеспечивать быструю работу сервиса,
- делать контейнеризацию,
- вести документацию.
В зависимости от вида продукта на разработку серверной части может уйти от 2 дней до 3 месяцев.
Тестирование приложения
Тестировать разработанное мобильное приложение нужно обязательно.
В процессе разработки невозможно предусмотреть все мельчайшие нюансы взаимодействия пользователя с продуктом. Например, пользователь оплатил онлайн-заказ, с карты списались деньги, но пропала сеть – что он должен видеть на экране, чтобы не переживать?
Этап тестирования поможет обнаружить непредвиденные моменты и улучшить пользовательский опыт.
Как приложение будет отображаться на экранах с разной диагональю? Как оно ведет себя на устройствах с разными техническими характеристиками? Что происходит, когда оно работает, но вдруг поступает входящий звонок (не прерывается ли работа приложения)? Это и много чего еще нужно проверять. На это уходит, в среднем, неделя.
Публикация в магазинах приложений
После того, как приложение разработано, его публикуют в магазинах App Store ($99 в год) и Google Play (единоразово $25). Чтобы это сделать, нужно продукт подготовить (сделать скриншоты, скринкасты, описания, иконки, видео) и отправить их на модерацию.
Но перед этим нужно удостовериться в корректности работы всех узлов приложения. Работают ли платежные системы, внешние ссылки, инструменты аналитики (AppMetrica, Firebase Analytics и пр.)
Еще следует настроить тестовый доступ для проверочных команд Apple и Google, чтобы они провели проверку всех функций приложения. Размещение в магазинах приложений занимает от 1 до 7 дней.
Техническая поддержка
Регулярное обновление платформ iOS и Android диктуют необходимость постоянной актуализации мобильных приложений. Это вопрос не столько предотвращения перебоев в работе (приложение способно выдержать несколько обновлений ОС без технических вмешательств), сколько маркетинга. Нужно, чтобы пользователь постоянно получал улучшенную версию продукта.
Популярно выпускать обновления раз в 2-3 недели. Так вы оперативно начнете получать обратную связь и проявите себя как динамичную, совершенствующуюся компанию.
Если потребуются доработки, это уже будут отдельные мини-проекты. И оцениваться они будут отдельно, за рамками ежемесячной платы за техподдержку.
Маркетинговая поддержка
Разработка приложения – это только полдела. Важно еще обеспечить ему маркетинговую поддержку. Есть множество примеров, когда классный продукт тонул из-за того, что его владельцы поскупились на маркетинг.
Даже скажем больше. Если все делать грамотно, то маркетинг обойдется дороже, чем сама разработка мобильного приложения. Но оно того стоит.
Что требуется делать:
- улучшать взаимодействие пользователей с приложением: отвечать на их отзывы в App Store и Google Play, реагировать на сообщения для службы поддержки, разрешать затруднения,
- вести аналитику: каждую неделю создавать отчеты и выдвигать на их основе гипотезы (+ проверяем, насколько корректно работают инструменты аналитики),
- вести сайт и соцсети, ведущие в приложение,
- продвигаться на сторонних авторитетных ресурсах, договариваться с инфлюенсерами и интернет-изданиями о размещении информации о бренде и ссылок на приложение.
Лучше всего задуматься о продвижении приложения в самом начале проекта по его разработке. Составить график мероприятий по продвижению. Ведь начинать их реализовывать стоит еще за несколько месяцев до завершения проекта:
- опубликовать страницу разрабатываемого сервиса в магазинах приложений, предусмотрев возможность предзаказа,
- создать лендинг, вести блог проекта и группы в социальных сетях,
- договариваться с лидерами мнений.
Размер приложения
Стоимость разработки напрямую зависит от числа экранов и состояний приложения. Чем их больше, тем выше стоимость. Потому что каждый экран – это дополнительные трудозатраты разработчика, дизайнера, тестировщика.
После того, как будет изготовлен прототип приложения, стоит оценить целесообразность заложенного в нем количества экранов. Возможно, его можно уменьшить без потери функционала.
Генерация контента в приложении и социальный функционал
Качественный и уникальный контент – важная составляющая приложения. И его нужно постоянно генерировать. Это можно делать разными способами:
- Контент переносится в приложение с сайта организации.
- Администратор добавляет контент (может быть создан самостоятельно или взят из других источников и обработан).
- Контент создается пользователями. Показательный пример – социальные сети.
От способа генерации контента тоже зависит стоимость разработки. Труднее и затратнее разработать приложение, рассчитанное на генерацию контента пользователями.
Также на цену влияет состав социального функционала: push-уведомлений, сообщений, комментариев, репостов в соцсети.
Чтобы понять, какой социальный функционал нужен приложению, рекомендуется встать на место потенциального потребителя и представить, что вам понадобится для удобного использования продукта. К примеру, вряд ли пользователю банковского приложения нужна возможность неформального общения в чате, а вот пользователю фитнес-приложения захочется поделиться успехами в соцсетях.
Интеграция с платежными системами
Мобильное приложение, которое нужно интегрировать с платежными системами, будет стоить дороже.
Также имеет значение количество способов оплаты. Вместе с их ростом увеличивается и стоимость разработки. Чтобы разработать и протестировать каждый вариант оплаты, требуется потратить дополнительное время.
Оптимальный набор для бизнеса, не планирующего покорять другие страны, — это оплата банковской картой и наличными.
Администрирование приложений
Стоимость будет зависеть и от того, нужно вам создавать отдельный бэкенд (серверную часть) или нет.
- Если вы создаете мобильное приложение в дополнение к имеющемуся сайту, вы сможете сэкономить. Ведь у сайта уже есть серверная часть, и к ней можно подключить разрабатываемое приложение. Нужно будет ее немного доработать, но разрабатывать отдельное серверное приложение нет необходимости.
- Другое дело, если серверное приложение все же нужно делать. Разработка бэкенда – это отдельная статья расходов. И она может быть разной. Все зависит от того, сколько возможностей управления необходимо. Чем больше, тем выше будет стоимость разработки.
Какие возможности администрирования могут быть заложены в приложении:
- сбор разной статистики и аналитика (например, можно отследить число установок приложения, число входов, совершаемые в нем действия, долю постоянных пользователей, производительность ресурса),
- управление контентом: публикация информации, модерирование комментариев и отзывов, изменение статусов заказов,
- удаление и добавление пользователей, контроль их прав и уровней доступа,
- актуализация сведений о числе товарных позиций на складе, брони и прочей информации (для этого нужно синхронизироваться с централизованной базой данных).
Уровень безопасности
Если данные, которые будут попадать в приложение, могут быть интересны третьим лицам, нужно установить защиту информации. Это обязательный этап для приложений, которые хранят и обрабатывают персональные данные, принимают платежи, предоставляют услуги интернет-банкинга.
Ценность данных и степень необходимой защиты также отражаются на цене проекта.
Примеры мобильных приложений
Актуальные высокоресурсные тренды
- Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR). Например, в онлайн-магазине косметики пользователь может сделать виртуальный макияж, используя фронтальную камеру смартфона.
- Чат для общения пользователей (создаем сообщество по интересам).
- Работа в оффлайн-режиме (без подключения к сети).
- Интеграция с другими ресурсами.
- Синхронизация с устройствами.
- Обработка аудио- и видеофайлов в реальном времени.
- Усиленная защита данных и шифрование.
- Apple, Alexa от Amazon, NPC в компьютерных играх).
- Нейронные сети (к примеру, распознавание объектов).
- Технология блокчейн (полезна для приложений, которые работают с деньгами пользователей/ рассчитаны на формирование их доверия/ предполагают автоматизацию документооборота и платежей и пр.).