Возможности 1С-Битрикс
СЕО модуль, встроенный в CMS «1С-Битрикс», состоит из следующих вкладок:
- «Страницы». Здесь содержится информация о заголовках, ссылках, тегах, выделенном тексте и пр. Система дает подсказки, если важные поля не заполнены.
- «Продвигаемые слова». Здесь показывается список ключевых фраз, по которым ведется продвижение, и указывается количество употреблений. Можно выявлять переспам и отсутствие важных ключей.
- «Управление». Здесь содержатся интересные возможности. Например, можно управлять и менять заголовок высшего порядка H1 и мета-теги title, description, keywords.
- Другие вкладки. В них собрана статистика из прочих источников. Доступны не во всех тарифах.
Особенности SEO-оптимизации на 1c-bitrix
Итак, если вы создаете сайт на основе «1С-Битрикс», то в его админку уже будет встроен SEO-модуль. Он поможет подогнать сайт под требования поисковиков.
Наличие готового модуля не означает, что настройка делается легко. SEO-специалист должен разбираться во многих тонкостях его работы.
Рассказываем об основных инструментах, которые встроены в СЕО-модуль «1С-Битрикс».
Настройка robots.txt
Robots.txt – это текстовый файл для поисковых роботов с указаниями по индексированию. Если его не настроить, сайт не сможет появиться в поисковых системах.
В этом документе можно открыть или закрыть доступ ко всем файлам сайта или отдельно прописать, какие файлы можно сканировать, а какие нет. К примеру, есть возможность запретить для индексации персональные пользовательские данные или какие-либо системные сведения, которые не должны оказаться в поиске.
Чтобы настроить файл robots.txt, нужно выбрать в меню раздел «Маркетинг», а в нем – «Настройка robots.txt». Здесь есть возможность установить разные варианты видимости для «Яндекса» и Google или настроить общие правила для всех поисковиков.
Создание sitemap.xml и редактирование карты сайта
Необходимый пункт внутренней оптимизации – это создание файла sitemap.xml. Это своеобразная карта сайта, путеводитель в помощь поисковым роботам в ориентировании на ресурсе. Этот файл представляет собой страницу с описанием структуры сайта. С ним сайт быстрее индексируется, обозначаются приоритетные для индексации разделы.
В CMS можно работать с sitemap.xml. Возможно создание карты и указание разделов, которые должны в ней оказаться (они проиндексируются первыми). После выполнения этих действий карта будет в автоматическом режиме отображать новые страницы, добавляемые в указанные разделы.
Оптимизация страниц
У поисковиков есть требования к страницам веб-ресурса. И нужно адаптировать под них сайт, чтобы улучшить его ранжирование.
Несколько советов по оптимизации страницы:
- Делим текст на абзацы.
- Добавляем маркированные списки.
- Делаем вначале статьи кликабельное краткое содержание.
- Выстраиваем правильную иерархию заголовков: сначала один Н1, а потом сколько угодно Н2-Н6 (их порядок расположения на странице должен соответствовать рангу).
- Добавляем картинки, фотографии, иллюстрации, видео-ролики.
Оптимизация картинок
Корректируем размер изображений. Можно задать максимально возможный размер картинок – тогда большие изображения будут сжиматься до указанного количества пикселей в автоматическом режиме.
Картинки не должны весить много, иначе снизится скорость загрузки. А быстрая загрузка – это важный фактор ранжирования поисковыми системами.
При необходимости накладываем на картинки водяной знак. Это выполняется автоматически. Требуется для защиты авторских прав.
Мета-теги
Нельзя оптимизировать сайт на Битриксе, не заполнив мета-данные для каждой страницы.
Мета-теги – это текстовые фрагменты, которые коротко описывают суть страницы и высвечиваются в выдаче поисковиков. Их оценивают и поисковые роботы при ранжировании, и посетители ресурса. Основные теги – это title (заголовок) и description (описание).
Метатег к любой странице обязан быть оригинальным и не повторяться, даже несмотря на однотипность страниц (например, в онлайн-магазине).
Для упрощения создания уникальных тегов можно применять переменные. В систему будет подтягиваться фрагмент текста из какого-то места (к примеру, из названия товарной позиции или ее стоимости), а в остальном текст будет оставаться типовым.
Это можно делать вручную, а можно в автоматическом режиме, с применением системы по созданию метатегов в «1С-Битрикс».
Также есть смысл заполнять атрибуты для картинок (к примеру, тег Alt с описанием содержания изображения). Тогда пользователь сможет выходить на ваш ресурс через раздел «Картинки» в поиске.
Создание ЧПУ
ЧПУ – это человекопонятный URL, то есть ссылка, написанная понятным языком, а не хаотичным набором букв, цифр и символов. При взгляде на такую ссылку пользователь должен понимать, куда она ведет.
В систему «1С-Битрикс» встроен модуль по управлению ЧПУ (находится в разделе «Управление адресами страницы). С его помощью ЧПУ формируются в автоматическом режиме: кириллица переводится в латиницу, url проверяется на уникальность, и с учетом названия страницы создается ссылка.
Использование микроразметки
В код сайта можно вписать метки для определенного рода контента, чтобы поисковые роботы быстрее распознавали содержание страницы и лучше ее индексировали.
В зависимости от вида и целей сайта можно помечать описание продукции, стоимость, названия картинок, контактные данные, отзывы и пр.
Есть разные словари (подборка устойчивых атрибутов, которые понятны поисковикам), при помощи которых создается микроразметка. В Bitrix поддерживается формат разметки Shema.org. Для автоматического прописывания тегов следует подключить бесплатный плагин «Микроразметка Schema.org».
Хлебные крошки
Так называются цепочки навигации, описывающие маршрут до текущей страницы. Благодаря хлебным крошкам пользователь видит, где он находится сейчас и как ему оказаться в другом разделе.
Это удобно для посетителя, а значит, у сайта будет хороший пользовательский опыт, что, в свою очередь, зарекомендует веб-ресурс в глазах поисковиков. Чем лучше у сайта поведенческие факторы, тем выше его страницы продвигаются в поисковых результатах.
В системе «Битрикс24» настраиваются отображения и названия хлебных крошек для homepage, других страниц, разделов, подразделов. Чтобы корректно настроить их в SEO-модуле, требуется сначала сделать правильную микроразметку.
Подключение HTTPS
HTTPS – это актуальный протокол соединения, необходимый для защиты данных пользователей. Его наличие отслеживают поисковые системы. Без протокола HTTPS у сайта почти нет шансов попасть в топ выдачи.
Если у вас действует устаревший протокол HTTP, то для перехода на актуальный тип соединения вам требуется приобрести SSL-сертификат и следом изменить внутренние ссылки вашего веб-ресурса.
Настройка редиректов
Редирект – это автоматическая переадресация посетителя с одного URL-адреса на другой. Такая настройка может пригодиться, если вы меняете названия страниц, удаляете устаревшие страницы, переводите сайт на новую CMS, настраиваете протокол HTTPS и пр.
При грамотной настройке редиректов вы избежите дублей страниц сайта в результатах поиска и избавите посетителей от проблем с переходом на ваш веб-ресурс.
В SEO-модуле Bitrix редиректы настраиваются стандартным образом. Специфика лишь в том, что здесь используется свой обработчик URL, нуждающийся в дополнительном подключении через файл .htaccess.
Добавление счетчиков
Главные счетчики – «Яндекс Метрика» и Google Analytics легко устанавливаются через админ-панель. В настройках выбираем раздел «Настройки продуктов», далее – «Сайты», затем – «Шаблоны сайтов». В открытом окне находим закрывающий тег и вставляем перед ним код счетчика. После этого сохраняем корректировки и обновляем кэш.
Подключение к кабинетам вебмастеров
В вебмастерах отслеживаются показатели сайта и статистика по эффективности его SEO-оптимизации. И данные вебмастеров могут быть доступны непосредственно в админ-панеле. Настраивается это за считанные минуты, и после этого даже оповещения и сигналы об ошибках будут приходить прямо в интерфейс модуля Bitrix.
Для этого выбираем в админке пункт «Маркетинг» — «Поисковая оптимизация» — «Поисковые системы» и подключаем ресурс к «Яндекс.Вебмастеру» и Google Search Console.
Инструменты для ускорения работы сайта
Один из ключевых факторов ранжирования сайтов поисковиками – скорость загрузки страниц. Если страница грузится дольше 3 секунд, это уже делает ресурс менее привлекательным в глазах поисковых систем. Более длительная задержка может привести пользователя к отказу от просмотра (+ к снижению поведенческого фактора, от которого тоже зависит ранжирование).
В общем-то, сайты, разработанные на Bitrix, работают достаточно быстро уже просто в силу способа создания. Но у этой CMS также существуют инструменты, которые помогают проверять и увеличивать скорость загрузки страниц. Что это за инструменты?
- Функция «Панель производительности» в административной панели. Здесь тестируется скорость загрузки различными параметрами. Можно посмотреть, как ресурс реагирует на увеличение нагрузки на сервер.
- Технология «Композитный сайт». Используется для повышения скорости загрузки. С ее помощью содержимое веб-ресурса разделяется на две части. Первая – статичная, подгружается сразу. Вторая – динамичная, ее загрузка идет по ходу просмотра страницы.
- Технология «Кэширование». Настраивается в автоматическом режиме, или управление ведется вручную. Ее суть в том, что при первом визите пользователя на сайт тяжеловесные файлы сохраняются в кэше браузера, и тогда при повторных визитах уже не нужно будет ждать их загрузки. Еще плюс в том, что не будет промедлений при просмотре страницы несколькими посетителями одновременно.
- Технология CDN (находится в разделе «Ускорение сайта» в админ-панели). Экономит время загрузки за счет направления пользовательского запроса к ближайшему серверу.
Использование в изображениях описания Alt и Title
Еще в SEO есть такой вид работ, как оптимизация картинок с помощью alt и title. Это атрибуты, по которым поисковые роботы определяют изображения с их содержанием и помещают их в отдельный раздел «Картинки».
Это повышает релевантность сайта (для этого прописываем в атрибутах ключевые запросы). И увеличивается трафик, пойдут дополнительные визиты из раздела «Картинки».
Alt – альтернативный текст, который высвечивается на месте картинки в случае проблем с загрузкой или удаления изображения. Title – описание изображения, которое выскакивает при наведении на него мышкой.
Чтобы настроить данные атрибуты в Bitrix, нужно пройти по следующему маршруту: «Настройки SEO информации» → «Настройки для картинок анонса элементов» и «Настройки для детальных картинок элементов».
Здесь вы найдете поля для заполнения обоих атрибутов. Впишите в них ключевые слова, включая название статьи/главы/раздела.
Рекомендуется добавлять в атрибуты по несколько ключей. И если в тэге alt для этого есть ограничения по количеству символов, то в title их нет.
Однако злоупотреблять этими атрибутами не стоит. Например, если вы пропишете массу ключей в alt и title и при этом скроете сами картинки, поисковики могут заподозрить неладное и наложить санкции на сайт.
Во вкладке SEO содержатся атрибуты лишь для анонса и детальной картинки. Чтобы загрузить другие изображения и указать атрибуты alt, нужно воспользоваться медиабиблиотекой.